Список форумов sferoidbase.narod.ru sferoidbase.narod.ru
Форум Сфероида
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РeгистрацияРeгистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Тактика и стратегия
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему   Версия для печати    sferoidbase.narod.ru -> Список форумов -> Игра. Обсуждение деталей.
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дремлющий




Зарегистрирован: 13.01.2005
Сообщения: 1311
Откуда: г. Ангарск Сибирь Земля-2 (Мир Шумила)

СообщениеДобавлено: Воскресенье, 27 Фев 2005 20:58:02    Заголовок сообщения: Тактика и стратегия Ответить с цитатой

Цитата из статьи Переслегина С.Б. "Некоторые комментарии к безупречности планов"

* * *
3. Логика войны
(пространство решений)
Законы стратегии известны человеку давно. Впервые их сформулировал древнекитайский полководец Сунь-Цзы в эпоху Сражающихся Царств (5 век до н.э.). В наше прагматичное время великолепные, но несколько абстрактные формулы "Трактата о военном искусстве" записываются следующим образом:
1) Из всех возможных оперативных решений следует предпочесть то, при котором свои потери сводятся к минимуму (принцип экономии сил).
2) При взаимно правильных действиях оценка позиции не меняется - равные позиции преобразуются в равные (принцип тождественности, он же принцип обреченности).
3) Действия тем эффективнее, чем более косвенно связаны они с поставленной целью, иными словами - движение к цели следует осуществлять вне пространства, контролируемого противником (принцип ортогональности, или же принцип непрямых действии).
4) Сражение выигрывается, если удается создать у противника хотя бы две нескомпенсированные слабости (принцип Тарраша).
5) Для любой задачи существует интервал времени, вне которого её решение лишь ухудшает оперативную обстановку (принцип темпа операции).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Дремлющий




Зарегистрирован: 13.01.2005
Сообщения: 1311
Откуда: г. Ангарск Сибирь Земля-2 (Мир Шумила)

СообщениеДобавлено: Воскресенье, 27 Фев 2005 21:26:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

4. Этика войны
(Пространство ответственности)


Определение: войной называется такой способ разрешения конфликта, при котором выживание противника не рассматривается в качестве необходимого граничного условия.
Аксиома Лиддел-Гарта: целью войны является мир, который был бы лучше довоенного (хотя бы только с вашей тоски зрения).
Следствие 1: всякое использование средств массового поражения (от стратегических бомбардировок до применения ядерного оружия) удаляет обе стороны от цели войны.
Следствие 2: глобальная война не может иметь цели и поэтому изначально проиграна обеими сторонами.
Следствие 3: "сегодняшний противник завтра станет вашим покупателем, а послезавтра - союзником" (Б.Г.Лиддел-Гарт).
Следствие 4: "сто раз сражаться и сто раз победить - не есть лдучшее из лучшего. Лучшее из лучшего - разбить чужую армию не сражаясь" (Сунь-Цзы).

Теорема Сунь-Цзы: "лучшее - это разбить замыслы противника, затем - разбить его союзы, затем - разбить его войска. Самое худшее - осаждать крепости."

Акстиома Христа: жизнь разумного обладает ценностью - в том числе и на войне.
Принципиальное уточнение: противника всегда следует считать разумным.

Вторая теорема Сунь-Цзы: "Хорошо уничтожить государство противника, но гораздо лучше оставить его в целости. Хорошо уничтожить армию противника, но гораздо лучше оставить ее в целости (...) хорошо убить солдата противника, но гораздо лучше оставить его в живых."
Комментарий Эйрела Форкосигана: Я не воюю с пленными.
Комментарий Ли-ВэйГуна: убитый солдат противника - всего лишь один мертвй враг. Живой, но зараженный паникой может подорвать боеспособность всей его армии.
Еще один комментарий: нет разумного - нет возможности его использовать.

Третья теорема Сунь-Цзы: "война - путь обмана, дело противное добродетели. Полководец - агент смерти"
Четвертая теорема Сунь-Цзы: "поэтому война любит победу и не любит продолжительность".
Следствие 1: если нет возможности быстро выиграть войну, следует найти способ быстро проиграть её, иными словами, быстрый проигрыш приводит к цели войны вернее, чем медленный выигрыш.
Следствие 2: поскольку своевременный мир может быть заключен только при сохранении нормальных психологических отношений между воюющими сторонами, эмоциональная пропоганда враждебности к противнику недопустима.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
falanger

Администратор


Зарегистрирован: 19.11.2004
Сообщения: 4049
Откуда: Калининградская область

СообщениеДобавлено: Понедельник, 28 Фев 2005 02:45:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отлично, Дремлющий.
Кидаю то что ты мне когда то показал.

--------------------------------------
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН.
"СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ГАЛАКТИЧЕСКИХ ВОЙН"

Сражения в космическом пространстве по книгам и фильмам - вещь самая заурядная. Но статья известного критика и теоретика фантастики из Санкт-Петербурга доказывает обратное - если нам и придется воевать с
"чужими", то вряд ли это будет выглядеть "как в кино".

I. МОТИВАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ГАЛАКТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

В советское время космические сражения рассматривались как атрибут почти исключительно западной фантастики. Великолепная трилогия С.Снегова "Люди как боги" и "Сила сильных" Д.Биленкина были едва ли не единственными исключениями. Считалось, что "под звездами" царит вечный мир и товарищеская взаимопомощь.



С совершенно разных позиций эту точку зрения защищали И.Ефремов и С.Лем. С.Лем - в шутку в "Звездных дневниках" и немного всерьез в "Новой космогонии" - доказывал принципиальную экономическую нерентабельность космического пиратства, а с ним и более глубоких межпланетных "разборок". Аргументы И.Ефремова насчет
"коммунистического человечества" выглядят с современных позиций шатко, хотя на самом деле они базируются на серьезном методологическом фундаменте и заслуживают внимательного рассмотрения.
И.Ефремов, выдающийся философ-системщик, исходил прежде всего из закона неубывания структурности (который в старых учебниках обычно называют третьим законом диалектики). Выход в Дальний Космос он рассматривал как очередную ступень эволюции живой материи. Но
"ступени каждой области познания соответствует такая же ступень самоотказа", иными словами, разум не может достичь космической стадии ранее, чем будет завершен переход к низкоэнтропийной (низкоинфернальной, в терминологии И.Ефремова) социальной системе.
То есть "человек космический" обязательно есть "человек
коммунистический" (в современном звучании - духовный) и ни в коей мере не "человек животный" или "человек технологический", он же "стопроцентный американец".
Насколько миролюбиво изображенное И.Ефремовым человечество? Этот вопрос интересовал, например, такого талантливого политика, как Чойо Чагас ("Час Быка"). Однако природная деликатность, врожденная интеллигентность, глубокий гуманизм и та осторожность, которая является синонимом благоразумия, а отнюдь не трусости, помешали Владыке поставить чистый эксперимент. Опыт в Кин-Нан-Те, в сущности, ничего не доказал: и на Тормансе нашлись бы люди, которые не стали
бы стрелять, спасая свои жизни. Из этой истории Чагас мог заключить лишь, что с землянами можно вести дела. Можно выразиться и грубее:
Владыка понял, что риск попытки уничтожить "Темное пламя" и его экипаж больше, нежели риск агрессии Земли против Торманса.
Дело, однако, не в большем или меньшем миролюбии
позднекоммунистической земли. И.Ефремов, по-видимому, ошибся в посылке, полагая, что переход к космической стадии потребует сотен лет и объединенных усилий человечества. Его теорема верна в почти неизменных динамических социальных системах. Но в системах
хаотических, таких, как мир, изображенный Р.Лафферти в "Долгой ночи со вторника на среду", или системах с "хайтек"-экономикой (примером могут служить романы Винджа*) выход в Дальний Космос может произойти
- например, "сейчас". И уже "завтра" сначала Систему, а затем и галактику заполнят земные корабли - хорошо если со "Звездолетом и Солнцем", а скорее всего - с простым звездно-полосатым флагом на борту. Тем звездно-полосатым флагом, который собираются малевать на
зачем-то называемой "международной" космической станции "Альфа".
Итак, определяя галактическое будущее человечества, было бы наивно исходить из того, что "там", в Дальнем Космосе, мы станем ефремовскими героями и такими же окажутся наши партнеры по случайным или хорошо организованным Первым Контактам. Построения будут значительно реалистичнее, если мы определим средний уровень галактической этики как современный человеческий. Это означает, что воевать будем не "просто так", а исключительно по необходимости.

CASUS BE""I

Почему может возникнуть необходимость галактических побоищ? Побоищ, как убедительно доказывали С.Лем и четыре действия арифметики, абсолютно нерентабельных? Да просто потому, что и на Земле, и в Дальнем Космосе работает чеканная формулировка Клаузевица.
"Война есть продолжение политики иными, именно, насильственными средствами". То есть, признавая существование галактической политики, мы обязаны признать эвентуальную возможность галактической
войны. Например, с неизбежностью приводит к войне политика галактической экспансии (Транторианская Империя и Основание у А.Азимова, империи Р.Хайнлайна, Технолига П.Андерсона и - "ast, but not "east - коммунистическая Земля А. и Б. Стругацких).
Причем, не имеет значения, встретит ли эта экспансия сопротивление "чужих". Война - естественный спутник Империи уже потому, что социальные структуры Метрополии и дальней Периферии неэквивалентны.
Закон индукции требует обязательного выравнивания этих структур, что возможно либо подчинением Окраины Центру (Империя растет, в ней господствуют центростремительные тенденции), либо переносом на Центр структуры и менталитета Окраины (Империя разваливается под действием центробежных процессов).
Следует четко и жестоко сказать: этот конфликт носит неразрешимый характер, вернее, именно война (способ урегулирования, при котором выживание противника не рассматривается как необходимое граничное условие) и является единственным его разрешением. И если мы не
вправе переносить современные архетипические реакции на
позднекоммунистическую страту И.Ефремова, то во всяком случае относительно наших современников и тех потомков, которые "почти такие же", можно с уверенностью заключить, что при всех своих прекрасных человеческих качествах они будут пойманы в сеть исторической, политической и стратегической неизбежности. Трагедия ситуации в том, что обе стороны, и Метрополия, и Периферия, будут правы в своем стремлении сохранить "свободу и познание" - свою свободу и свое познание.
Заметим, что "экономические аргументы" в рамках психоисторического межкультурного конфликта теряют всякое значение. Экономика - лишь обеспечивающая подсистема уникального транслятора между Человеком и
Вселенной, называемого Культурой. И за выживание этого транслятора можно заплатить любую цену. Впрочем, возможно, цена окажется не столь большой, как это казалось С.Лему - нам еще предстоит говорить
о галактической экономике.

Подведем итог.

Если в галактике имеется хотя бы одна Культура, ведущая космическую экспансию, политическая ситуация в этой галактике является неустойчивой и определяется тенденцией к перерастанию случайных конфликтов, неувязок и недоразумений на границах соприкосновения
Культур в галактическую войну.

ЦЕЛИ ВОЙНЫ

Как всегда, "целью войны является мир, лучший, нежели довоенный" (определение английского военного теоретика Б.Лиддел-Гарта). В данном случае это означает включение чужой культуры в контекст собственной в качестве подчиненных элементов. "Совершенный стратег"
Древнего Китая, возможно, сумел бы исполнить это без жертв и сражений, но мы - несовершенные - нуждаемся в силе оружия. Собственно, можно выделить лишь три возможных стратегии и вместе с тем - три основные цели войны.

1. Полное физическое истребление чужой культуры. Целью является, очевидно, именно геноцид; средством достижения - орбитальные бомбардировки населенных планет. Примером можно считать дилогию
С.Лукьяненко "Линия грез"/"Императоры иллюзий"; "Звездную пехоту" Р.Хайнлайна (в недавнем фильме П.Верхувена это выражено более четко,
нежели в книге). С этической точки зрения стратегия неприемлема при борьбе со "своими" и едва ли допустима при войне с "чужими".

2. Ассимиляция чужой культуры. Подразумевает разгром флота противника, оккупацию его планет (не обязательно всех) и возможность отыскать "модус вивенди", устраивающий и победителей, и побежденных.
Речь идет, по сути, о классической ограниченной войне. Лучшим примером такой войны может считаться трилогия С.Снегова.

3. Подавление развития чужой культуры. Речь идет о довольно сложных действиях на грани "горячей" и "холодной" войны, имеющих целью либо не дать чужой культуре развиваться вообще, либо не дать ей развиваться иначе, чем в устраивающем вас направлении. Такая война может носить как наступательный, так и оборонительный характер.
Наступательная война изображена у А. и Б. Стругацких и С.Лукьяненко: и прогрессоры, и регрессоры, и кодекс "сильных рас" - все это средства блокады чужой культуры.
Примером оборонительной войны можно, пожалуй, признать "закольцованные" планеты галактов у С.Снегова.
Заметим, что с точки зрения космических сражений первым условием действенности "ограничивающей стратегии" является блокада: изолируется от Вселенной либо противник, либо собственная цивилизация.

ПРЕДМЕТ ВОЙНЫ

Галактическую войну обычно сравнивают со сражениями на море. Это сравнение в целом справедливо. Следует лишь иметь в виду, что достижимый космос неизмеримо беднее звездными системами, нежели океан островами. И среди звезд далеко не у каждой есть ценные планеты, тем более базы и в особенности индустриальные, научные и демографические центры. Тем самым значение таких звезд возрастает неимоверно: владение галактикой может быть сведено к контролю над единицами звездных систем.
Предметом войны в космосе оказываются планеты. Населенные планеты. Планеты-базы. И ничего больше. Никто и никогда не будет сражаться за пустоту.
Разнообразная фантастика, рисующая сражения в открытом космосе, совершенно беспочвенна. Дело даже не в том, что бой дается ради достижения конкретной цели, а всякая цель в космической войне неизбежно связана с планетами. Дело, скорее, в полной невозможности перехватить неприятельскую эскадру в открытом космосе.
Великолепные локаторы "Пожирателя пространства" у Снегова могли обнаружить тарелку на расстоянии светового часа. И это, видимо, близко к физическому пределу. (Есть такое понятие - параметр малости. В данном случае - это отношение размеров объекта к характерным расстояниям. Звездолет по сравнению с межзвездными просторами - это даже не песчинка в центре солнца.)
Да и зачем нужен перехват? В космосе есть только две линии обороны. Согласно У.Черчиллю, передняя проходит по базам вероятного противника. Последняя, понятно, проходит по нашим собственным базам.

II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

СРЕДСТВА ВОЙНЫ

Средством войны в широком смысле является вся воюющая Культура (и поэтому любая ограниченная война в некоторой степени тотальна). В более узком смысле - это информационные структуры и средства их взаимодействия. В самом узком - это космическое оружие и его носители.
Тема космического оружия более подробно разработана в современных компьютерных играх (прежде всего "Accedentary" и "Master of Orion"), нежели в фантастике. Особого разнообразия средств уничтожения,
впрочем, не наблюдается. Попытаемся дать их классификацию по степени совершенства.

1. Пушки - электронные, протонные, ионные; управляемые и
неуправляемые ракеты (иногда под названием торпед) с обычной, ядерной или аннигиляционной боеголовкой. Примеров несть числа - вплоть до "противометеоритных" орудий на крейсерах Стругацких.
Вся эта архаичная и не пригодная к использованию в галактической войне техника взята непосредственно из сегодняшнего дня - по аналогии с флотом и авиацией. Характерный радиус действия (если исходить из возможного и не тщиться творить чудеса) составляет сотни километров, в самом крайнем случае - тысячи. Характерные относительные скорости, при которых возможно применение - единицы километров в секунду. То есть, исходя из космических скоростей и расстояний, речь может идти о бое на сверхмалых дистанциях и
скоростях.

2. Боеголовки неограниченной мощности, пригодные для уничтожения планет и даже звезд. Примеры встречаются у Ф.Карсака, Г.Гаррисона, С.Лукьяненко. В космическом сражении почти бесполезны, как и оружие предыдущего класса - по тем же причинам.
Представляет собой типичное планетарное оружие добивания.

3. Энергетическое оружие, начиная с лазера в "Планете, которой нет" С.Лукьяненко и кончая плазмотронами из "Accedentary". Развитие обычного корпускулярного оружия, с характерными дальностями до световой минуты и характерными относительными скоростями до десятков
километров в секунду. Исключения составляли биологические орудия галактов из трилогии С.Снегова, пригодные против сверхсветовых кораблей неприятеля. Известен случай применения этих орудий на межзвездных дистанциях, правда, с катастрофическими последствиями
для самих галактов.
Широкое использование энергетического оружия в космических боях вынуждает к созданию оборонительных систем - брони, разнообразных силовых полей. Лучшей защитой на этом уровне развития цивилизации, по-видимому, являются плазменные зеркала из вселенной Л.Буджолд, возвращающие залп кораблю противника. Вполне адекватны и силовые поля "Темного Пламени" из "Часа Быка".

4. Полевое оружие. Является обобщением энергетического оружия, использует в отличие от него не только электрослабое, но и другие физические поля, прежде всего - гравитационное. Широко применялось разрушителями в той же трилогии С.Снегова, а также - под названием "гравидеструктор" - у Л.Буджолд.
Оружие вполне адекватно звездным расстояниям и скоростям.
Неприятной проблемой является, однако, медленная скорость распространения импульса - корабль на сверхсвете легко обгоняет свой залп, распространяющийся со скоростью света. В общем, опять-таки планетарное оружие, которое разрушители использовали в эскадренном
бою, очевидно, от отчаяния.

5. Пространственно-временное оружие. Экзотическое оружие, позволяющее атаковать корабли и планеты противника возмущениями структуры вакуума (современная физика такой возможности не отрицает). "Accedentary". Весьма совершенная боевая техника с едва ли ограниченным радиусом действия.

6. Из этого класса следует выделить аннигиляторы вещества в трилогии С.Снегова - идеальное "тризовское" оружие, одновременно являющееся двигателем. В обоих случаях используется "эффект Танева" - обратимое превращение вещества в пространство. Это, похоже, самое мощное оружие, встретившееся в фантастике (радиус действия - световые часы), оно может быть использовано на любых сверхсветовых скоростях, уничтожение противника безусловно. Применимо как против кораблей,
так и против планет*.

7. Совершенно необычным и при этом очень мощным оружием является модификатор вероятности. Перемещает противника из Реальности в ее Тень. Под названием "темпоральная граната" ручной образец прибора
этого класса демонстрировался С.Лукьяненко в "Принцессе...". Отдал дань уважения боевым модификаторам вероятности и С.Лем.
Оружие может быть использовано практически в любых масштабах, однако последствия - вплоть до полного уничтожения Вселенной - за свой счет.

8. Психотронное оружие, которое постоянно или временно выводит из строя нервную систему экипажей кораблей. Используется в фантастике довольно широко (ментальные атаки у Азимова в поздних "Основаниях", корабль-крепость у Саберхагена. С некоторой натяжкой к этому же типу
оружия можно отнести "зов роботов" в дилогии "Москва-Кассиопея" и ментальный контроль в UFO), но обычно без большого успеха. Видимо, прав А.Лазарчук, когда пишет о неприменимости магии в больших сражениях.
Конечно, предложенная классификация так же неполна, как и любая другая.
В нее, например, не вошли тахионные лучи, искажающие причинность, - оружие, сочетающее в себе признаки 3-го и 7-го классов. Не было речи и о специфическом диверсионном оружии, которое можно применить в случае скрытого проникновения на населенную планету противника (примером может служить "посредник" в "Главном
полдне" А.Мирера). Однако она дает общее представление об используемых боевых средствах.
Носителем оружия могут быть планеты, орбитальные станции, корабли. В фантастике можно проследить две тенденции проектирования боевых
звездолетов.
Первую ярко представляют Д.Мартин со своей превосходной "Чумной звездой" и С.Снегов.
Эти корабли могут быть названы линейными крейсерами, поскольку имеют то же самое назначение в Безводных Океанах, которое обычные линейные крейсера имели на морях. "Пожиратель пространства" - типичный корабль вытеснения противника с театра военных действий. Его
отличительные особенности - очень мощное атакующее вооружение (боевые аннигиляторы Танева) при слабой защите, высокая скорость и значительная автономность (последнее качество заставляет отнести
"Пожирателя..." к подклассу линейных крейсеров дальней разведки, как, заметим, и "Темное пламя" И.Ефремова).
Снеговские ЛКР - дорогие и ценные корабли, способные в одиночку выполнить любую авангардную операцию.
В рамках противоположной тенденции речь идет о создании большого количества очень легких и маленьких кораблей, вообще не имеющих защитного вооружения, практически с нулевой автономностью, но с одним мощным боевым средством (лазер, фотонная торпеда и пр.). Такие корабли должны базироваться на корабле-матке, для обозначения
которого можно взять морской термин "Carrier".
"Carrier" беззащитен против линейного корабля или ЛКР. Его орудием являются миниатюрные корабли "дестроеры" (этот термин может быть переведен как "истребитель" или "эсминец", в зависимости от контекста). Радиус автономного действия подобных кораблей должен примерно на порядок превышать дальнобойность орудий звездного
линкора. "Carrier" и "дестроеры" активно, хотя и непрофессионально, используются обеими сторонами в "Звездных войнах" Дж.Лукаса.
Желание прикрыть линкор или линейный крейсер* от легких истребителей противника порождает еще один тип корабля - легкий крейсер, подвижный, защищенный заметно хуже линкора и линейного крейсера и вооруженный большим количеством малых орудий, бессильных против линкора, но пригодных для массового уничтожения беззащитных "дестроеров". Заметим, что такие же корабли вскоре начнут возглавлять атаки истребителей, стремясь связать боем суда прикрытия противника. Эволюция этого класса приведет к разбиению его на два подкласса - оборонительных легких эскортных крейсеров и наступательных легких ударных (в другой терминологии -
линейно-легких крейсеров).
"Carrier" при дальнейшем развитии станет, возможно, виртуальным кораблем - новым качеством, проявляющимся при объединении в единую систему многих "дестройеров". Прямо эта идея не реализована ни в фантастике (насколько мне известно), ни в играх, однако Рой в "Непобедимом" С.Лема и ракеты во "Второй экспедиции на странную
планету" В.Савченко являются близким ее аналогом.
В принципе, перечисленные типы и исчерпывают все, что необходимо иметь для эскадренного боя. Однако основная масса боевых кораблей в фантастике находится где-то между "дестроером" и "линкором" и в нашу классификацию не попадает вообще. Это, например, звездолеты галактов и разрушителей, вооруженные транспорты торговцев в "Основании", пиррянский корабль, вся космическая техника братьев Стругацких, эсминцы в "Линии грез"/ "Императоре иллюзий", рейдеры в "Планете, которой нет" С.Лукьяненко, основная масса дорсайских кораблей у
Г.Диксона.
Такие корабли недороги, допускают крупносерийное производство, обладают приемлемой автономностью. Прока от них в эскадренном бою почти нет, атаковать планеты с их помощью сложно. Однако они очень сильны против невооруженного или слабовооруженного неприятеля и,
что, может быть, более важно, являются "официальными
представителями" вооруженных сил цивилизации на Периферии. Они - символ Флота и его Флага. Самим фактом своего существования, подкрепленным возможностью быстро и сравнительно эффективно продемонстрировать силу, они поддерживают взаимодействие Окраины и
Центра, выступая в качестве кванта-переносчика информационного поля единой Культуры Империи.
Будем называть такие корабли универсальными крейсерами.
Ну и, очевидно, галактический флот будет включать множество кораблей вспомогательных классов - транспорты, заправщики, орбитальные "шаттлы" и прочий хлам.

"ФЛОТ ПРОТИВ БЕРЕГА":

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ГАЛАКТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

"Момент истины" определяется, когда вражеский корабль входит в локальное пространство планеты-цели. Чьи козыри окажутся весомее?
Можно легко обосновать обе точки зрения.Планета может использовать все оружие звездолета и сверх того
стационарные боевые системы, слишком большие для корабля. Планета не ограничена энергией. Планета (речь идет для простоты о землеподобных планетах, населенных белковыми организмами) изначально защищена броней атмосферы. Наконец, она кажется защищенной уже своими
размерами: ядерный заряд, который в клочья разнесет космический крейсер, почти не причинит вреда планете, как целому.
Но, с другой стороны, положение планеты в пространстве и ее траектория на ближайшие миллионы лет строго определены. Планета не может маневрировать, уклоняясь от огня. Бессмысленно пытаться направить на крейсер противника стокилометровый астероид - корабль уйдет. Планете уйти некуда. А уничтожить астероид не так просто - он доступен только оружию пятого-шестого уровня.
Далее, экосфера планеты чрезвычайно уязвима. "Темное пламя", которое отнюдь не является боевым кораблем, могло уничтожить цивилизацию Торманса пятиминутным включением анамезонных двигателей на крейсерский режим. Энерговыделения хватило бы на запуск механизма
температурной инверсии; планета на два-три года, а может, и на десятилетие, погрузилась бы в "ядерную зиму". Справиться с этим на уровне развития Торманса (а хотя бы и более высоком) не представляется возможным.
Планета не выдерживает массовой бомбардировки даже таким примитивным оружием, как атомное. Кварк-глюонные бомбы Лукьяненко (или вполне реалистические "термоядерные запалы" для океанов и лития в континентальной коре) уничтожают планету с первого попадания. И биологические пушки галактов, и гравитационные удары разрушителей, и тем более боевые аннигиляторы Танева способны совершить то же самое.
Суть дела опять-таки в огромных размерах планеты и глубокой системной связностью экосферы. "Сечение рассеяния" планеты неизмеримо выше, чем у звездолета. Уже поэтому мы должны считать шансы корабля предпочтительными.
Конечно, это не означает, что всегда и во всех ситуациях планета беззащитна. В непрерывном соревновании снаряда и брони будут эпохи явного превосходства средств защиты над средствами нападения, когда корабль бессилен против планеты. Однако есть все основания утверждать, что таких эпох окажется немного.

III. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СТРАТЕГИЯ ВОЙНЫ

Трилогия С.Снегова может считаться контрпримером к утверждениям предыдущих положений. И галакты против разрушителей, и разрушители против людей вели сугубо оборонительную войну, их действия опирались на планеты-крепости, неуязвимые для неприятельского оружия.
Заметим, что неприступность окольцованных биологическим оружием планет галактов, по-моему, сильно преувеличена. Что мешало разрушителям отправить против них корабли, на которых не было бы ни одной живой клетки и ни одного электронного элемента сложнее реле?
Этим мертвым снарядом, начиненным "ка-гамма-плазоином",
"мю-дельта-ионопластом" или содержащим простой термоядерный запал, можно было управлять непосредственно со станций метрики пространства. Противопоставить такому плану галактам, кажется,
нечего.
"Гравитационная улитка" разрушителей, напротив, является почти идеальной оборонительной системой. Она неуязвима по отношению к оружию всех классов, кроме шестого - аннигиляторы Танева - и, может быть, седьмого - модификаторы вероятности.
Однако именно примеры галактов и разрушителей должны окончательно убедить нас в том, что оборонительная стратегия в галактической войне с неизбежностью приводит к поражению.
Закольцевавшись на надежно укрепленных планетах, цивилизация теряет связь со Вселенной и вместе с тем - стимул к развитию. Галакты некогда были ведущей цивилизацией галактики. Они завершили свою оборону в роли младшего партнера динамичной и агрессивной
цивилизации землян.
Разрушители воспользовались паузой между галактической разведкой "Пожирателя Пространства" (на тот момент первого и единственного линейного крейсера землян) и приходом флота вторжения для того, чтобы создать несокрушимую оборонительную систему станций метрики.
Землянам пришлось преодолеть некоторые трудности. Технические. И что же осталось зловредам, когда эскадра тяжелых линейных кораблей, создав новое пространство из нескольких планет, проникла за оборонительный рубеж Персея? "Последний шанс... собрать все корабли... со всего скопления... флот против флота..." Но, может быть, с этого "последнего шанса" и стоило начать?
Суть дела в том, что обороняющаяся, прижатая к базовым планетам цивилизация попадает под классическую блокаду - информационную и материальную. Суть блокады выразил, кажется, У.Черчилль: смирительная рубашка, медленно, но неотвратимо охватывающая пациента.
В масштабах Земли это выглядело так: "первый год -
никакого эффекта, второй - очень малое воздействие, третий - значительные результаты, четвертый - коллапс экономики".
В космосе это будет происходить медленнее. Может быть, не год, а век. Но с тем же результатом.
Прежде всего блокада разрушает торговлю. Легенды о нерентабельности космической торговли не выдерживают никакой критики. Будет экспансия, будет и перемещение по Вселенной классической триады информация/люди/товары - то есть торговля. А экспансия, видимо, будет, поскольку для европейской цивилизации это довольно скоро станет единственным выходом.
Вообще-то, в лемовской "экономической" аргументации нет ничего принципиально нового. Это мы уже проходили. В начале XIX столетия было модно доказывать нерентабельность пароходов. В начале XX века профессора математики сообщали, что самолет никогда не сможет нести коммерческую нагрузку. Сейчас все согласились с прибыльностью, даже сверхприбыльностью Ближнего Космоса, но вот Космос Дальний, конечно же, никогда не станет субъектом производящей экономики... Да станет, куда он денется! Пора наконец уяснить, что экспансия - это системное требование товарной экономики, и уже поэтому товарная экономика обязательно включит в себя и освоит любое новое пространство. Даже пустое и космическое.
Итак, в галактической войне оборонительная стратегия неприемлема как по общим соображениям, так и по соображениям военным, информационным и экономическим. Чрезвычайная бедность галактического пространства
узлами связности диктует (как и структурно-подобной системе под названием "горная война") необходимость активного, агрессивного стиля ведения войны.
Против каких объектов должны быть направлены усилия? В
фантастической литературе обычно речь идет о действиях "по рубежам": у противника отбирается система за системой, разрушаются его военные базы, постепенно "фронт" пододвигается к его базовым планетам. Такая концепция, как мне кажется, есть лучший способ проиграть войну.
Еще раз напомню - Вселенная - огромная и пустая. Орудиями блокады могут быть только быстро двигающиеся объекты - корабли. Все остальное - базы, планеты, станции, укрепления, промежуточные позиции - это лишь объекты блокады.
Отсюда следует математически точный вывод: удар может быть нанесен лишь по населенным планетам - индустриальным и информационным центрам. Прямо и непосредственно. Все остальные объекты противника следует игнорировать на первом этапе войны и спокойно блокировать на втором.
Нечто подобное совершили американцы в Тихоокеанской войне 1941 - 1945 гг. Они не стали тратить время и силы на овладение последовательными рубежами японской обороны. Острова обходились, их гарнизоны блокировались. А удар был нанесен сразу по внутреннему периметру: десантники высадились на Филиппинские острова.
Становится понятным огромное значение тайны местонахождения Метрополии: сторона, скрывшая его от противника, получает в галактической войне априорное преимущество. Вероятно, решающее.
Приходится согласиться с логикой героев Лейнстеровского "Первого контакта". (Заметим, что в теплом мире "Малыша" А. и Б. Стругацких Шура Семенов, умирая, стирает бортжурнал, в котором - путь к Земле.)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГАЛАКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ:

1. Местонахождение Метрополии и основных демографических, индустриальных и культурных центров должно быть скрыто.

2. Местонахождение жизненных центров противника должно быть прояснено.

3. Флот должен состоять прежде всего из быстроходных ударных кораблей большой автономности.

4. Оборонительные возможности планет должны допускать
кратковременный бой с неприятельской ударной эскадрой и
неограниченно долгую защиту от его легких сил. Они ни в коей мере не должны быть избыточными.

Фаза войны

1. Галактическая война должна быть короткой, как удар молнии.

2. Галактическая война должна начинаться внезапно.

3. Целью первого удара должны быть выбраны базовые планеты противника.

4. Задачей этого удара является втягивание противника в эскадренное сражение. Для этого мы атакуем цели, которые неприятельский флот не может не защищать.

5. Это сражение надо выиграть.

6. Далее может последовать переход к блокадной стратегии, которая имеет, по крайней мере, то достоинство, что не обязательно подразумевает геноцид.
В какой-то мере мы возвращаемся в Космосе к доктрине "владения морем" Мэхена и Коломба. Целью операций является генеральное сражение, эскадренный бой. Победа позволяет отсечь противника от остальной галактики и блокировать его базы. Победа - и это самое
важное - обезопасит свою Метрополию.
С этой точки зрения операции Земли в трилогии Снегова правильны. Они
атаковали жизненные центры противника, вынудили его принять эскадренный бой и уничтожили. Действия зловредов, не пожелавших контратаковать Землю (что было возможно во время подготовки флота вторжения), являются решающей и необъяснимой ошибкой, приведшей разрушителей к полному поражению.

ФЛОТ ПРОТИВ ФЛОТА: ТАКТИКА ЭСКАДРЕННОГО БОЯ

Генеральное сражение, как мы выяснили, должно произойти в локальном пространстве Метрополии - лучше неприятельской. Но война - это тысяча изменений и десять тысяч превращений, потому нельзя исключать и того, что в какой-то ситуации будет полезно завлечь флот врага к
своим базам и дать ему бой во взаимодействии с их оборонительными системами: такая игра, напоминающая операции японцев в Марианском сражении 1944 г., конечно, крайне рискована.
В литературе мало примеров описания генерального космического сражения - во всяком случае, мало таких описаний, из которых можно что-то понять. Интересно, что адмирал Эли Гамазин у Снегова, потратив несколько сот страниц на приключения землян на Третьей планете, уделяет эскадренным боям - предполагаемому и состоявшемуся - буквально несколько фраз. Похоже, что неприятельский флот был наименьшим из препятствий, возникших перед людьми при завоевании Персея.
Это неудивительно: земной флот вторжения состоял из ударных космических кораблей - линкоров и линейных крейсеров. Разрушители могли противопоставить ему одни только универсальные крейсера "числом поболее, ценою подешевле", пригодные против безоружных скаутов вроде "Менделеева" да еще, может быть, вспомогательных кораблей галактов. В результате сражение превратилось в гетакомбу крейсеров, которые гибли десятками, если не сотнями.
В варианте "Волопас" и галакты против всего флота Персея" зловреды имели еще какие-то шансы - все зависело от того, сможет ли Эли организовать взаимодействие между разнородными силами, оснащенными принципиально разным оружием, имеющими различную эскадренную скорость и никогда до этого не летавшими вместе. В варианте "флот вторжения против флота обороны" можно было поискать какие-то возможности разве что во взаимодействии боевой линии крейсеров и станций метрики пространства.
Майлз Форкосиган, наверное, сумел бы проделать нечто подобное, но в действиях разрушителей на этом этапе войны явственно читается обреченность. Война все равно проиграна.
В сражении за локальное пространство Вервана ("Игры Форов" Л.Буджолд) легкие крейсера Майлза защищают ПВ-переход против кораблей того же типа, но в большем количестве. Стороны используют однотипное оружие. Сражение находится в состоянии динамического равновесия, пока к обороняющимся не присоединяется барраярская эскадра во главе с новейшим крейсером "Принц Зерг", который не тянет, конечно, на линейный, но вполне может быть назван тяжелым.
Ввод в бой этого ударного корабля решил судьбу сражения буквально за минуты.
Итак, единственный вывод, который мы можем сделать из обзора космических генеральных сражений в фантастике - нельзя жалеть денег на создание ударного флота, флота борьбы за господство в галактике.
Корабли этого флота должны иметь максимальную скорость и наиболее дальнобойное (при разумной мощности) оружие. Рассчитывать в эскадренном бою на универсальные крейсера поддержки Империи - наверняка проиграть.
Что касается боя равных линейных сил, включающих линейные корабли и более защищенные линкоры, образующие основу боевого порядка, "кэрриэры" и дестроеры, эскортные и ударные легкие крейсера, то он
по сей день не описан, насколько мне известно, нигде, и по его поводу можно дать лишь самые простые советы:

1. Основным походным порядком космической эскадры будет цилиндр, который легко развертывается в основной боевой порядок - плоскость.

2. В зависимости от расположения зоны действия оружия (по оси корабля, перпендикулярно оси корабля) будут применяться два строя, обеспечивающие возможность вести одновременный огонь всем флотом - соответственно, обычная плоскость - сочетание нескольких параллельных кильватерных колонн - и фронтальная плоскость.

3. В космическом пространстве бессмысленны "операции на окружение". Сфера, как боевой порядок, может быть применена только в совершенно экзотических ситуациях типа атаки десятка универсальных крейсеров зловредов на один "Пожиратель пространства" либо - как форма организации оборонительного ордера легких сил для "кэрриера".

4. "Кэрриеры" располагаются вне боевого порядка в отдельном защитном ордере.

5. Дестроеры могут действовать между сражающимися плоскостями, но более вероятна с их стороны атака флангов и тыла боевой плоскости противника. Соответственно, эскортные крейсера должны прикрывать
именно эти направления.

6. При превосходстве в силах боевая плоскость изгибается, образуя полуцилиндр и охватывая противника, что создает возможность сосредоточения огня на его граничной боевой линии. Вероятно, это является основным, если не единственным способом реализации численного преимущества в эскадренном сражении.

7. В космосе, как ни странно это звучит, проходит классический "кроссинг" - охват боевой плоскости противника своей (каждое сечение системы плоскостей образует "палочку над Т"). К такому положению дел
надо всемерно стремиться.

8. Исполняющий эти правила достигнет боевого успеха, однако не забывайте, что "знать победу можно, сделать же ее нельзя" (Сунь-Цзы).

* * *

До некоторого времени "Миры гуманного воображения" и "Миры страха перед будущим" были разделены Железной Стеной. Ныне эта Стена упала, что создало совершенно новую "стратегическую" обстановку. Именно это
может сделать все вышеизложенное актуальным.
Внезапно актуальным...льным...то создало совершенно новую "стратегическую" обстановку. Именно это может сделать все вышеизложенное актуальным.
Внезапно актуальным...ражения" и "Миры страха перед будущим" были разделены Железной Стеной. Ныне эта Стена упала, что создало совершенно новую "стратегическую" обстановку. Именно это может сделать все вышеизложенное актуальным. Внезапно актуальным...нельзя" (Сунь-Цзы).


Copyright © 2004 Журнал "Если"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
atrus

Администратор


Зарегистрирован: 13.09.2004
Сообщения: 1858

СообщениеДобавлено: Понедельник, 28 Фев 2005 15:44:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

falanger писал(а):
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ГАЛАКТИЧЕСКИХ ВОЙН

Читали... Он во многом не прав. Просто не прав.

falanger писал(а):
Подразумевает разгром флота противника, оккупацию его планет (не обязательно всех)

Да, это очень важно - т.к. окупировать метрополию, вроде нынешней земли - просто не реально. Для этого требуется подавляющее техническое превосходство. (Современные американцы не в состоянии удержать полный контроль над Ираком, хотя они превосходят противника технически). Необходимый же уровень превосходства делает войну и окупацию бессмысленной. (Противник не может угрожать и с него нечего взять, разве что территорию, но это уже специфика...)
Кстати, у Крыли в "Бегущей" показываются последствия такой окупации. Даже не понятно, как там земляне вообще ухитрядись вести политику порабощения... :roll:

falanger писал(а):
Наступательная война изображена у А. и Б. Стругацких

Я не можу! :lol: Прогрессоров обозвали военными, да ещё и подавляющими чужую культуру, мешающую её развиваться... :)

falanger писал(а):
Предметом войны в космосе оказываются планеты. Населенные планеты. Планеты-базы. И ничего больше. Никто и никогда не будет сражаться за пустоту.

Вообще, его подход умиляет. Брать за основу конкректные миры, конкректных авторов и обобщать его. Как известно, есть не мало фантастических вселенных, где межзвёздные перемещения возможны лишь по определённым маршрутам. И узловые точки не обязательно рядом с планетами. Да вот, цитирую по памяти Гаррисона. "...Но я опираюсь на закон больших чисел. Большинство пилотов использует основные навигационные точки и во многих из них есть станции Лиги...". Вот так вот. Лиге оказалось нужной "пустота".

falanger писал(а):
Да и зачем нужен перехват? В космосе есть только две линии обороны. Согласно У.Черчиллю, передняя проходит по базам вероятного противника. Последняя, понятно, проходит по нашим собственным базам.

И этот человек только что сравнивал войну в космосе с войной на море? Очевидно на море никогда не охотились за вражескими конвоями и флотами до того, как они дойдут до цели? ;-) Самое смешное, что он же, опираясь на Лукьяненко (самый такой боевой фантаст), "забывает", про то, что в той же ЛПЗ граница между фангами и людьми проходила не по границе земной атмосферы. И линия перехвата там была. Вероятно, следуя заветам Переслегина, следует снять охрану с гос. границы и охранять только города и военные базы. Зачем охранять пустоту полей? :twisted: Море? Зачем нам охранять пустоту нефтяных вышек? :roll:

falanger писал(а):
Оружие вполне адекватно звездным расстояниям и скоростям.

Да ни разу не адекватно. Скорость света, занаете-ли... В это всё ещё войдёт ограничение на скорость получения адекватной информации... По этому реальная область боя ограничена световыми минутами, а непосредственного взаимодействия - световыми секундами... :-P

falanger писал(а):
Кварк-глюонные бомбы Лукьяненко (или вполне реалистические "термоядерные запалы" для океанов и лития в континентальной коре)

Который можно выкинуть по нуль-т нафик, а "термоядерные запалы" - ни разу не реалистические... :roll:

falanger писал(а):
В обоих случаях используется "эффект Танева" - обратимое превращение вещества в пространство.

Вещества в пространство? Это сильно! :lol:

falanger писал(а):
Совершенно необычным и при этом очень мощным оружием является модификатор вероятности.

Ага! Диктатор дракийский, одна штука! :lol:

falanger писал(а):
Весьма совершенная боевая техника с едва ли ограниченным радиусом действия.

А я знаю, как от этого защитится, но пока не скажу... :-P ;-)

falanger писал(а):
Оружие может быть использовано практически в любых масштабах, однако последствия - вплоть до полного уничтожения Вселенной - за свой счет.

И взорвали вселенную при помощи пальчиковой баттарейки. ;-) Не надо ля-ля. Если бы вселенную можно было так легко уничтожить, то это уже бы сделали... :roll:

falanger писал(а):
Психотронное оружие, которое постоянно или временно выводит из строя нервную систему экипажей кораблей. Используется в фантастике довольно широко

Потому что фантазии нехватает. :-P Если бы на психику так легко было воздействовать...

falanger писал(а):
В рамках противоположной тенденции речь идет о создании большого количества очень легких и маленьких кораблей

Как же, как же! Master of Orion. 32.000 истребителей. Или -17.000 :roll: ;-) Только выносятся они не лёгкими корветами. Выносятся они по другому, открываю "секрет": на группу из 25-30 кораблей ставятся: SubSpace Teleporter, BlackHole Generator, Repulsar Beam, High Energy Focus и что-нибудь continous на "подстрелку"... Вот и всё... ;-)

falanger писал(а):
Бессмысленно пытаться направить на крейсер противника стокилометровый астероид - корабль уйдет. Планете уйти некуда.

Растаскать на куски по нуль-т... :roll:

falanger писал(а):
Целью первого удара должны быть выбраны базовые планеты противника.

Фигня! :) Целью первого удара дожен быть флот противника, ибо построить его заново и снабдить обученным экипажем... Хотя, всё опять же зависит от конкректного противника.
Однако, вспомните, с чего началась вторая мировая? Союз понёс большие потери и долго не мог оправится. А если послушать Переслегина, то фашистам надо было пробить дырки в обороне и нанести удары по крупным городам. И что бы потом стало с их аримей, потратившейся на нанесение ударов, потратившей топливо, боеприпасы, когда к ним от границы развернулись и подошли бы советские войска? :roll: Если уж говорите о войне, то не забывайте о "военной фантастике", типа Стэн крониклз... Кстати, с чего там началась война против вечного императора? :lol:

falanger писал(а):
При превосходстве в силах боевая плоскость изгибается, образуя полуцилиндр и охватывая противника, что создает возможность сосредоточения огня на его граничной боевой линии.

Ограничивая собственную возможность в стрельбе, при недостаточно совершенных системах наведения. :lol:

Стыдно, в общем, товарищь Переслегин. А ещё - прогрессор! :-P
_________________
— Дайте ему пони!
Питер Джексон.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дремлющий




Зарегистрирован: 13.01.2005
Сообщения: 1311
Откуда: г. Ангарск Сибирь Земля-2 (Мир Шумила)

СообщениеДобавлено: Понедельник, 28 Фев 2005 19:38:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

BlackSoul писал(а):
Во...(вырезано цензурой)!!!! Народ поясните что тут к чему в двух словах!!!

Вы в цирке были? Так вот к вашему сведению ни одно представление НИКОГДА не проходит так как должно быть, но общие принципы есть и циркачи СТАРАЮТСЯ их соблюдать. К примеру один из главных - представление должно продолжаться. Наличие таких принципов не означает что их соблюдают все и всегда, но их стараются соблюдать. Я попытался предложить такие же принципы касающиеся и силовых акций, в том числе и войны, т.е. попытался предложить своего рода "Институт цивилизованных войн". Не знаю что получится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Дремлющий




Зарегистрирован: 13.01.2005
Сообщения: 1311
Откуда: г. Ангарск Сибирь Земля-2 (Мир Шумила)

СообщениеДобавлено: Понедельник, 28 Фев 2005 20:37:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

BlackSoul писал(а):
Во, теря более-менее ясно. Кстати не одна война цивилизованной не была (ну разве, что на шахматной доске?)

Но хотя-бы попытаться мы можем? Не дикари же мы в самом деле.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Типа_Я




Зарегистрирован: 01.12.2004
Сообщения: 2526
Откуда: От туда.

СообщениеДобавлено: Вторник, 01 Мар 2005 01:54:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Звёздные войны ! Как красиво звучит , а ещёё красивее выглядит : безвучные вспышки на фоне чёрного бархата космоса и мелких белых огоньков звёзд , или громадный крейсер падающий на планету и сгорающий в атмосфере , ага ? Романтика ! Токо по моему мнению не будет таких глобальных войн какие любят описывать авторы боевиков , на самом деле все космические воины сведутся к локальным операциям выполняемым группой специально подготовленых спецназовцев . Ща объясню почему . Все естественно помнят противостояние СССР и США , так называемая "Холодная война" , войск и вооружения хватало у обоих сторон дабы завоевать полмира , но их останавливало то , что у каждого было оружие массового поражения и все знали , что если его применить , то помрут все . Так и в будущем , разработают настолько мощные виды вооружений , что нападение огромнын флотом станет бессмысленным , кому вместо цветущей планеты нужен обугленный и радиоактивный планетоид ? Вот так и будут противники друг другу делать маленькие пакости , типа эмбарго на ввоз определённых товаров , шпионская игра и попытки переманить на свою сторону союзников и стран-сателлитов противника . Кому нужна война , если можно развалить государство изнутри , под действием его собственных центробежных сил ?
Да и к томуже война - жутко невыгодная штука , больно ударяющая по экономике воюющих сторон.
_________________
На мою свободу слова
Льют козлы свободу лжи.
Гражданин начальник, снова
Сказку злую расскажи.(с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
falanger

Администратор


Зарегистрирован: 19.11.2004
Сообщения: 4049
Откуда: Калининградская область

СообщениеДобавлено: Вторник, 01 Мар 2005 03:08:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Просто та стья Переслегина была написанна им после игры в Galaxy. Вот там его советы работают на все 100. Но и только там.
Я просто привёл как пример.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
atrus

Администратор


Зарегистрирован: 13.09.2004
Сообщения: 1858

СообщениеДобавлено: Вторник, 01 Мар 2005 10:31:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

falanger писал(а):
Просто та стья Переслегина была написанна им после игры в Galaxy.

При этом он приводит в пример технику Лукьяненко, Снегова и т.д., а компьютерные игрвы упоминает Master of Orion? :shock:
_________________
— Дайте ему пони!
Питер Джексон.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дремлющий




Зарегистрирован: 13.01.2005
Сообщения: 1311
Откуда: г. Ангарск Сибирь Земля-2 (Мир Шумила)

СообщениеДобавлено: Вторник, 01 Мар 2005 19:41:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Типа_Я писал(а):
попытки переманить на свою сторону союзников и стран-сателлитов противника .

То то мы и видим, как Америка на свою сторону Ирак переманивает. Вполне возможно (но не факт), что не будет глобальных схваток империй, но опять же наверняка будут локальные конфликты (типа войны в Афганистане или войны в Ступице Хеджена) и они то будут вестись и в космосе тоже.
Далее, то что вместо глобальных войн будут войны холодные отнюдь не отменяет логику и этику войны, просто они приобретут несколько иную специфику (прочтите Л.М. Буджолд "Цетаганда").
Типа_Я писал(а):
Так и в будущем , разработают настолько мощные виды вооружений , что нападение огромнын флотом станет бессмысленным , кому вместо цветущей планеты нужен обугленный и радиоактивный планетоид ?

:( Очень многих генералов это не остановит, особенно если эта планета - вражеская.
Кстати делать выводы о предстоящем тысячелетии на основе последних 50 лет 20го века - несколько поспешно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Scald Havoc




Зарегистрирован: 11.09.2005
Сообщения: 477
Откуда: Тверь.

СообщениеДобавлено: Воскресенье, 11 Сен 2005 06:37:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, во первых, привет из ИНОЙ вселленной.

К обсуждаемому вопросу:
1. Самое ценное что может быть на планете (что может послужить причиной её захвата):
- ресурсы. Та дрянь, которая служит топливом нашим кораблям - встречается редко. Топливные элементы (редкозем), без которых наши БМ встанут намертво - тоже редкость. Да и вполне обычных сплавов на один крейсер уходит море.
- мощнейшие производственные комплексы. Индустриальная планета - цель для наших Ударных Флотов.
- орбитальные верфи или тренировочные лагеря противника.
- "трамплинные" базы - базы, с которых спецназ противника производит рейды на нашу территорию. Разбомбить всю планету - не имеет смысла. Разбомбить базу - постороят новую.

2. Разбомбить планету? Легко. Причины:
- религиозный фанатизм жителей. Тратить солдат в попытке захватить? Зачем? Орбитальная бомбардировка научит любых фанатиков дрожать перед мощью Империи.
- действия "агентов влияния" противника (успешные) и действия нашей администрации (не успешные) привели к восстанию. Население планеты приговорено к высшей мере наказания (геноциду) за мятеж против Императора.
- высокая концентрация сил противника. Большие наземные космодромы. Источник опасности для Империи.

А наиболее вероятный вариант развития событий в галактической войне - использование агентов для организации восстания с последующим прикрытием планеты ударным флотом от "сил умиротворения" (проще говоря - карателей) и использование небольших рейдовых диверсионных групп для "точечно-целевых" ударов (Взорвать завод. Убить политического деятеля и т.д.).
_________________
Это - не дорога. Это стратегическая оборонная инициатива дорожного фонда.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дремлющий




Зарегистрирован: 13.01.2005
Сообщения: 1311
Откуда: г. Ангарск Сибирь Земля-2 (Мир Шумила)

СообщениеДобавлено: Воскресенье, 11 Сен 2005 18:19:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Scald Havoc писал(а):
Разбомбить планету? Легко. Причины:

Мда... Ну что тут скажешь? И часто такое бывает?
_________________
Ищу живого программиста.
Недорого.
Обращаться в личку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
falanger

Администратор


Зарегистрирован: 19.11.2004
Сообщения: 4049
Откуда: Калининградская область

СообщениеДобавлено: Воскресенье, 11 Сен 2005 19:23:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Scald Havoc писал(а):
К обсуждаемому вопросу:
1. Самое ценное что может быть на планете (что может послужить причиной её захвата):
- ресурсы. Та дрянь, которая служит топливом нашим кораблям - встречается редко. Топливные элементы (редкозем), без которых наши БМ встанут намертво - тоже редкость. Да и вполне обычных сплавов на один крейсер уходит море.


Уууу!!! Как всё запущено... :)

РЕСУРСЫ - ФИГНЯ! Раздербань планету типа Меркурия или пояса астероидов - вот тебе ОГРОМНОЕ количество ресурсов. Не на один флот хватит...Топливо - ФИГНЯ! Тяжёлого водорода и гелия-3 полно на планетах типа Урана. Есть и газовые гиганты.
Производственные комплексы... Тут критичней, но не так сильно. Автоматы Фон-Неймана - знакомо понятие?

Вывод - захват планет как правило невыгоден (хотя бывают сложные ситуации типа ситуации во времена Первой Галактической... Но там особая петрушка была..).

Scald Havoc писал(а):
- мощнейшие производственные комплексы. Индустриальная планета - цель для наших Ударных Флотов.


Вообще то производственные мощности как правило рассредоточены. Планеты-заводы - это из плохой космооперы. на самом деле сеть промышленных баз в пространстве. И попробуй ВСЕ базы выловить. Не зная то их координат... И корабли-рудники, который сел на планету, добыл ресурс и улетел на завод сдавать его в переработку....
Вывод - планет-заводов ПРОСТО НЕТ.
А бомбить населённые планеты... всем кирдык придёт. Причин тут несколько и все перечислю позже.

Scald Havoc писал(а):
- орбитальные верфи или тренировочные лагеря противника.
- "трамплинные" базы - базы, с которых спецназ противника производит рейды на нашу территорию. Разбомбить всю планету - не имеет смысла. Разбомбить базу - постороят новую.


Ты сам ответил на свой вопрос. :) Но и тут во многом ты не прав. База то может быть и самоходной... Как старые базы Колоний времён Первой Галактической. :)
Орбитальные верфи - только гражаднские. Военные я тебе уже объяснил каке и как функционируют. :)

Scald Havoc писал(а):
2. Разбомбить планету? Легко. Причины:
- религиозный фанатизм жителей. Тратить солдат в попытке захватить? Зачем? Орбитальная бомбардировка научит любых фанатиков дрожать перед мощью Империи.
- действия "агентов влияния" противника (успешные) и действия нашей администрации (не успешные) привели к восстанию. Население планеты приговорено к высшей мере наказания (геноциду) за мятеж против Императора.
- высокая концентрация сил противника. Большие наземные космодромы. Источник опасности для Империи.


И наврётся Империяна дассиметричный ответ (вспомни СОИ и как она развалилась).
Что мешает заразить остальные планеты Империи биооружием? Или нанести удар брандерами-камекадзе? Или вообще создать боевые автоматы Фонн-Неймана ака Берсеркеры? Или просто автономные боевые киберсистемы ЗА времён Первой Галактической (почти Берсеркеры)?
Вывод - планетарные бомбёжки прямой повод для войны на уничтожение. См Мельконианский Армагеддон мира БОЛО.
В ТАКОЙ войне победителей НЕТ. Только проигравшие. Почти как в ядерной войне в пределах планеты. :wink:

Scald Havoc писал(а):
А наиболее вероятный вариант развития событий в галактической войне - использование агентов для организации восстания с последующим прикрытием планеты ударным флотом от "сил умиротворения" (проще говоря - карателей) и использование небольших рейдовых диверсионных групп для "точечно-целевых" ударов (Взорвать завод. Убить политического деятеля и т.д.).


Честно говоря СМЕШНО. :lol: Это до чего же надо довести подданых чтобы они бунтовать начали повально? :shock: :shock:
А геноцид своей же планеты пагубно скажется на моральном духе войск и лояльных планет. Вплоть до маштабного всстания с целью скинуть такую власть. :wink:

Выводы - Автор! Учи историю Холодной войны и вообще 20 века. :wink:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Scald Havoc




Зарегистрирован: 11.09.2005
Сообщения: 477
Откуда: Тверь.

СообщениеДобавлено: Понедельник, 12 Сен 2005 00:30:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

TO Дремлющий
Цитата:
Мда... Ну что тут скажешь? И часто такое бывает?

Ну, как сказать... Ultima Ratio Regis... Нечасто. Вражеские планеты - там сдерживающие факторы (ну есть военные и политические силы, очень недовольные, когда такое происходит). Но если планета отнесена к категории АА1 - "захват нецелесообразен, потенциальная опастность высокая" - чтож делать... Бомбим... Вот к примеру планеты Владения Эль-Хамаль (религиозные фанатики) - бомбили. Но там бомбили по согласию со всеми - они уж больно агрессивные были, и "Конвенцию неприменения нарушали" - сами бомбили.

TO falanger
Можно где нибудь коротко изложить историю нашей вселенной??? (копирайты наши). Просто у нас все несколько иначе... Чем у вас... А пообщаться с вами хочется... И даже не на своих правилах... Просто - мы, как-то вот тоже, пишем...
Цитата:
Учи историю Холодной войны и вообще 20 века

И какой эпизод из этой истории рассказать поподробней? :wink:
Цитата:
Раздербань планету типа Меркурия или пояса астероидов

Ага, космический завод-переработчик... И пару флотов не прикрытие... А то выскочит из гиперспейса поганец какой-нибудь и ракетой (термоядерной)... И вялотекущая реакция на несколько сотен лет на месте завода... И вся планетная система - "красного" режима посещения... Спасибо, пробовали... Сильно нерентабельно получается...

Цитата:
И наврётся Империяна дассиметричный ответ

На всякий газ - есть противогаз... И лом... От засыла диверсантов, для уничтожения ПКО, до WARP-ракет (эта дрянь сама через гипер прыгает, а в памяти у нее - привязка к базе ПКО. Разделяющиеся боеголовки, фальш-боеголовки. В общем - базе ПКО финиш. ВАРПы, конечно, запрещены... Но свидетелей применения как правило не остается... Так что пользуемся...)
Киберсистемы у нас до такой степени автономности не развиты.
Нанести биоудар - глупо, и опять же - есть силы, которые к подобному отнесуться очень "плохо". Да и ответный удар Империи будет куда как страшней (у нас и тех-уровень повыше, да и координаты ИХ планет НАМ известны лучше, чем НАШИх - ИМ. Но вообще - не целесообразно - нужны планеты с жителями а не пустыни.
Цитата:
Это до чего же надо довести подданых чтобы они бунтовать начали повально?
Ну, на "старых" планетах бунтов и не встречается. Граждане первой имперской категории - лояльны, можно сказать на "генетическом уровне". Бунтует в основном "третья категория" - недавно захваченные, да и то, после пропаганды всяких "засланцев".
Геноцид, своей же планеты? Да что первой, что второй категории на "трешников" - с высокой вышки... А кому не с высокой - те быстро становяться четвертой категорией и занимаются "чисткой" при освоении новых планет.
_________________
Это - не дорога. Это стратегическая оборонная инициатива дорожного фонда.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wasp




Зарегистрирован: 15.03.2005
Сообщения: 1091
Откуда: Мир БОЛО

СообщениеДобавлено: Понедельник, 12 Сен 2005 00:55:57    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Урааааааа! Оказывается тут моя любимая статья из "Если" сто лет как выложена! :D
Можно я тоже присоединюсь? Считаю до трех...раз...два...три... Ну не возражаете и ладно.
Тут народ обсуждает тактику галактической войны с точки зрения опыта ВМВ! В то время как англичане,воюя с Германией во время ВМВ использовали тактику характерную для ПМВ и получали люлей по полной а эти две войны разделяет пара десятков лет.
Прикольно,интересно,
как мы будем вести галактические войны? С кем? С Альфой Центавра? Одна дорога к цели занимает несколько лет! Даже если придумают сверхсветовое перемещение-ради чего тратить охрененные ресурсы,чтобы воевать за них же?
Это при том что оборона во все времена была в разы проще и дешевле чем атака. Для примера-во время войны в Ираке ЭМ-бомбы-разрушители радаров стоимостью в несколько миллионов баксов переводили с цели на микроволновую печку стоимостью от силы 100 баксов.
Scald Havoc писал(а):
2. Разбомбить планету? Легко. Причины:
- религиозный фанатизм жителей. Тратить солдат в попытке захватить? Зачем? Орбитальная бомбардировка научит любых фанатиков дрожать перед мощью Империи.
- действия "агентов влияния" противника (успешные) и действия нашей администрации (не успешные) привели к восстанию. Население планеты приговорено к высшей мере наказания (геноциду) за мятеж против Императора.
- высокая концентрация сил противника. Большие наземные космодромы. Источник опасности для Империи.

Затраты на разрушение планеты превышают все мыслимые пределы. При этом выгоды НИКАКОЙ. Дешевле устроить блокаду.
А вообще,вы все уподобляетесь жителям неолита,которые сидя у костра обсуждают-какими дубинками будут воевать через 30000 лет. :D
_________________
Китайские ученые сообщили, что они наконец-то научились
клонировать человека
www.durandale.narod.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   Версия для печати    sferoidbase.narod.ru -> Список форумов -> Игра. Обсуждение деталей. Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group